10 советов начинающим водителям от гонщика Эдуарда Николаева

Сегодня пилот знаменитой команды «КАМАЗ-мастер» заслуженный мастер спорта России Эдуард Николаев входит в число самых титулованных автогонщиков планеты. За его плечами троекратно выигранное ралли «Дакар», первые и призовые места в десятках крупных соревнований. Но при этом он не забывает свои первые впечатления за рулем, которые он получил еще в детстве на занятиях картингом, и поэтому у него всегда есть несколько простых и полезных советов для тех, кто только начал водить автомобиль.

1 Не стесняйтесь своего недостаточного опыта

Каждый водитель в глубине души помнит, что и он когда-то был на дороге робким новичком, поэтому, скорее всего, он охотно простит неопытного, но вежливого и осторожного соседа по потоку. Заглохли на светофоре – включайте "аварийку", спокойно заводите автомобиль, извиняясь, кивните объезжающим вас водителям, мол, с кем не бывает. И так всегда – исправляем свои ошибки спокойно, без паники и судорожной спешки.

2 Все новое и незнакомое пробуем не на дорогах общего пользования

Допустим, выпал первый для вашего водительского стажа снег. Не спешите выезжать на дорогу, сначала на небольшом участке попробуйте как машина разгоняется, реагирует на руль, тормозит. Гораздо безопаснее прочувствовать это на пустой площадке, чем перед бампером идущего впереди автомобиля. То же самое касается непривычных для вас погодных условий, дорожного покрытия, освещения и так далее.

3 Сначала используйте только хорошо знакомые маршруты

Первое время лучше ездить по двум-трем тщательно изученным маршрутам, на которых вам известны буквально каждая ямка в асфальте, сужение дороги, все пешеходные переходы и «лежачие полицейские». Вы уже знаете, скажем, что в этом месте, постоянно перебегают дорогу школьники, а здесь расположена остановка автобуса, пассажиры которого нередко пытаются обойти его спереди. Чтобы выучить маршрут, вам придется несколько раз проехать его с опытным водителем или инструктором. Через пару месяцев вы уже научитесь анализировать и даже немного предсказывать дорожную ситуацию, тогда самое время добавить еще один-два маршрута.

4 Тщательно планируйте новые маршруты

Если вам предстоит поездка в незнакомое место, то при недостатке опыта вождения не следует полагаться только на подсказки электронного навигатора уже непосредственно в дороге. Лучше заранее подробно изучить маршрут с помощью онлайн-карт, посмотреть, какие в дороге встречаются неудобные развязки и светофоры, рассмотреть близлежащие парковки и цены на них, а также участки с запретом парковаться. Не лишним будет знать улицы с односторонним движением, места, где ведется ремонт или не разрешен проезд. Современные сервисы позволяют даже посмотреть реальное изображение улиц и мест, по которым вам предстоит проехать.

5 Правильно настройте кресло и руль

И у соревнующегося гонщика, и у обычного автолюбителя поездка начинается с правильной посадки в автомобиль. От нее зависят не только комфорт на дороге и удобство управления, но даже скорость реакции и быстрота принятия решения. Медиками доказано, что правильное положение головы, шеи и спины при посадке, близкой к вертикальной, положительно влияет на работу вестибулярного аппарата. Поэтому убедитесь, что спинка кресла лишь немного откинута назад, при выжимании педалей у вас почти полностью выпрямляется работающая нога, руки на руле немного согнуты, кисти в положении стрелок часов «без пятнадцати три». Бывает, что с непривычки после нескольких метров пути осознаешь необходимость еще немного передвинуть кресло или руль. Так что постарайтесь, чтобы первый отрезок пути позволил вам остановиться и внести дополнительные коррективы, потому что где-нибудь на автостраде сделать этого не получится.

6 Пристегиваться должны все в автомобиле

Если убеждениями, а порой и штрафами удалось убедить пристегиваться седоков на переднем ряду, то пассажиры сзади это требование часто игнорируют. Между тем, при резком торможении или столкновении человек с заднего сиденья своей массой может добавить кинетической энергии сидящему впереди, ударившись о его кресло, чем значительно усугубит для него опасные последствия. Так что, считайте, задние пассажиры несут ответственность не только за себя. Ну а уж мы, раллисты, как никто другой, знаем цену надежным ремням безопасности во время бесконечных резких маневров и прыжков на соревновательных участках.

7 Дайте соседям по потоку понять ваши намерения

Из-за того, что ваши маневры на дороге пока не столь уверены и точны, надо четко и своевременно обозначать их едущим рядом водителям. Всегда заранее, а не в момент перестроения, включайте указатели поворотов, заблаговременно перестраивайтесь в нужную полосу. Старайтесь не тормозить резко. Даже припарковавшись у обочины, не спешите распахивать водительскую дверь, сначала чуть приоткройте ее и пару раз покачайте – это стандартный знак для едущих сзади водителей притормозить и принять чуть в сторону.

8 Следите за уровнем масла

Многих начинающих водителей, особенно девушек, пугает таинственная процедура проверки уровня масла, а также его периодического доливка или замены, однако пренебрегать этим не следует, благо фото- и видео-инструкций для этих несложных манипуляций в интернете хватает. Что касается бренда и маркировки масла, то советую на первых порах довериться рекомендациям автопроизводителя и приобретать его на официальных техсервисах. А наши «боевые» КАМАЗы в настоящее время используют масло французского бренда Total, которое, к слову, нередко встречается в списках официальных рекомендаций от известных автомобильных концернов.

9 Контролируйте давление в шинах и остаточную глубину протектора

Выбор автомобильных шин и контроль их состояния не менее важны, чем уход за самим автомобилем. Только представьте, что все эти движущиеся сотни килограммов вашей машины опираются на четыре небольших пятна размером с ладонь. В ралли-рейдах, чтобы успешно добраться до финиша, нам постоянно приходится следить за состоянием протектора и давлением в шинах. В ритме гонки приходится полагаться на умную электронику, например, профессиональную систему мониторинга ContiPressureCheck, но в городских условиях вы можете обойтись просто хорошим манометром. А чтобы у вас всегда было надежное сцепление с дорогой, и шины не всплывали в дождь и слякоть, следите, чтобы остаточная глубина протектора была не менее 3 мм летом и 4 мм – зимой.

10 Используйте любую возможность для самосовершенствования

Даже опытные гонщики свободное от соревнований время проводят в постоянных тренировках. А уж начинающий водитель и подавно должен искать способ приобрести новые полезные навыки. Посещайте дополнительные курсы вождения, мастер-классы и семинары. Отрабатывайте сложные для вас элементы на закрытых площадках под руководством опытных товарищей. Читайте техническую литературу, книги и статьи с советами по безопасному вождению. И удачи вам на дорогах!

816